Њ бз7э сп7сeніе моE, и3 слaва моS. бGъ п0мощи моеS, и3 ўповaніе моE на бGа

Жизнеописание о. Сергия Тамбовского

Священномученик Сергий (Лавров) происходил из среды коренного Тамбовского духовенства.   Он родился в 1872 году в селе Кулики Моршанского уезда, где отец его Николай Лавров  служил священником в храме Михаила Архангела. Мать о. Сергия, Мария Ивановна, была сиротой, но в замужестве по милости Божьей обрела крепкую семью.  У о. Николая и матушки Марии было четверо сыновей. С  ранних лет родители воспитывали в них страх Божий и любовь к Церкви. Повзрослев, трое  из них стали, как и отец, служить священниками в приходах Тамбовской епархии.
Получив в семье христианское воспитание и начальное образование, в 1887 году 15-летний Сергей Лавров поступил в первый класс Тамбовской духовной семинарии. Он закончил ее в 1893 году и стал учителем Закона Божьего в земской школе села Васильевщина Моршанского уезда. С усердием приступил вчерашний семинарист к исполнению своих новых обязанностей, насаждая в детских душах веру в Бога, любовь к Русской Православной Церкви и стремление к изучению Священного Писания. Старания молодого учителя были оценены Моршанским отделением Епархиального училищного совета. В 1896 году имя Сергея Лаврова значилось среди лучших в деле обучения Закону Божьему.
После женитьбы на дочери священника соседнего села Волхонщина Людмиле Ивановне Востоковой Сергей Николаевич окончательно решает избрать своим поприщем труд на ниве Господней. 13-го мая 1896 года в день Святого Духа он был рукоположен преосвященным Александром (Богдановым), епископом Тамбовским (1894-1898 гг.), во диакона. На следующий день преосвященный Александр в сослужении о. ректора семинарии, о. ключаря и монашествующей братии совершил литургию в Предтеченском храме Казанского монастыря города Тамбова, на которой диакон Сергий был рукоположен во священника к церкви села Вязовой Вершины Лебедянского уезда. Вскоре о. Сергий просит епархиальное начальство перевести его на освободившееся место своего тестя о. Иоанна к церкви села Волхонщина.
Истовостью в отправлении церковных служб, добросердечностью в обращении, неподдельной заботой о нуждах своей паствы молодой священник снискал любовь и доверие своих прихожан. Они шли к нему не только за врачеванием духовным, но и за советом в семейных и хозяйственных делах. Духовному единению прихода также способствовало принятое о. Сергием в середине лета 1903 года решение приступить к постройке нового храма взамен обветшавшей церкви. «Дело это оказалось тяжелым и ответственным», – вспоминал он. Но с Божьей помощью и при поддержке всего сельского мира храм был построен. Сплоченность паствы вокруг о. Сергия, его духовный авторитет отвратили крестьян от участия в волнениях, вспыхнувших в Тамбовской губернии в 1905 году, когда, не дожидаясь обещанных царем улучшений своего положения, крестьяне сами производили «черный передел» земли. О. Сергий  проповедью слова Божьего удерживал непокорные сердца своих прихожан в лоне  христианской совести. И, благодарение Богу, народ внял голосу своего батюшки, не встав на  путь кровавых расправ и грабежа.
В начале XX в. сельское духовенство повсеместно жило в постоянной нужде. Доходы сельского священника складывались в основном из платы за исправление треб, которая была очень скромной из-за бедности основной массы крестьян. Не отличалась материальным достатком и семья о. Сергия. В ней было пять человек детей. И о. Сергию еле-еле удавалось сводить концы с концами. Но это не помешало ему взять в семью сироту и воспитать ее как родную дочь.
Вскоре после начала своего пастырского служения о. Сергий был избран духовенством Моршанского округа депутатом епархиальных и окружных съездов. Это доверие оказывалось о. Сергию на протяжении 17 лет, вплоть до 1918 года. С самого начала своего депутатства о. Сергий сосредоточил свою деятельность на заботе об улучшении быта сельского духовенства, предоставлении священническим детям образовательных возможностей, приобретении церковных домов, – словом, на всем том, что устраняло гнетущие мысли о завтрашнем дне и судьбе домочадцев. «Надлежит создать лучшие условия существования «забытого и забитого» духовенства», – писал о. Сергий, – «дабы оно пламенно, не озираясь назад (Лк. 9, 62), творило дела своего пастырства, высоко и твердо неся знамя его на благо страждущей Родины». Горячая любовь о. Сергия к Святой Церкви, его ревность о Боге, усердное исполнение своего пастырского долга не остались незамеченными, он был награжден наперсным крестом, орденом святой Анны третьей степени, а впоследствии возведен в сан протоиерея.
Мирное течение жизни о. Сергия и его паствы было прервано революционными событиями октября 1917 года. Весь строй православной жизни, поддерживавший и воспитывавший в народе нравственность, вся совокупность благочестивых порядков и обычаев, которые с незапамятных времен блюли деды и прадеды, были чуждыми для новой власти. Неравнодушный к нуждам пастырей и в относительно благополучное время, о. Сергий, избранный на епархиальном собрании 1918 года председателем Епархиального совета, не жалея сил и уповая на милость Божью, старался облегчить тяжелую участь, выпавшую на долю духовенства. Впоследствии, в протоколе допроса он написал: «Духовенство знает и уважает меня, потому что я по должности в Епархиальном совете всем был печальником их нужд». Осенью 1920 года по требованию властей были закрыты все епархиальные советы. А о. Сергий принял предложение занять место священника Петропавловской церкви г. Тамбова. Несмотря на политику новой власти люди не отвернулись от Церкви, храмы не опустели, а прихожане, как никогда раньше, нуждались в утешительном слове пастыря.
Новые испытания для Русской Православной Церкви и чад ее последовали вслед за небывалой засухой, поразившей в начале 1920-х гг. южные губернии России и вызвавшей жестокий голод. Патриарх Тихон обратился к православной пастве с воззванием, в котором призвал церковно-приходские советы и общины жертвовать голодающим любые драгоценные церковные украшения, если они не являются предметами богослужебного употребления. Большевики же потребовали от местных советов изъять все драгоценные предметы из церковного имущества, не взирая на их служебное предназначение. Православное духовенство было поставлено перед трудным выбором. Выдача богослужебных предметов стала бы святотатством, а отказ сделать это означал неподчинение требованиям власти. В мае 1923 года о. Сергий вместе со старостой Петропавловской церкви Качалиным был арестован по подозрению в краже церковных сосудов, но доказать обоснованность обвинения не удалось, и через две недели о. Сергия освободили.
Новая власть, не сумев уничтожить Православную Церковь репрессиями в период гражданской войны, попыталась разложить ее изнутри, спровоцировав церковный раскол. В мае 1922 года состоялось учредительное собрание обновленческой группы, называвшей себя «Живая церковь». Тамбовские обновленцы, заручившись поддержкой местного отдела государственного политического управления (ГПУ), образовали свое епархиальное управление и пытались привлечь к его работе наиболее авторитетных священников. Для этого заместитель начальника отдела ГПУ по Тамбовской губернии С.Т. Полин встречался с о. Сергием, удивляясь его популярности среди духовенства епархии и уговаривая занять должность в епархиальном управлении, но о. Сергий отказался, а вскоре его арестовали. В тюрьме ему пришлось испытать много страданий. Как  вспоминала его старшая дочь Вера, после  ареста он начал заикаться. Господь же  по милости своей уврачевал этот недуг: речь о. Сергия впоследствии опять стала гладкой, а дух силен.
«Живая церковь», опираясь на ГПУ, воздвигла ряд гонений на инакомыслящих священников и стала изгонять батюшек, поддерживавших патриарха Тихона, из приходов. Не обращая внимания на запрет, о. Сергий продолжал поминать за богослужениями патриарха Тихона. В 1925 году обновленцы попытались захватить Петропавловскую церковь. По их доносу о. Сергий был обвинен в антисоветской деятельности и посажен в тюрьму. Однако твердая позиция прихожан, духовных чад о. Сергия, не позволила раскольникам изгнать из храма их любимого батюшку. Через четыре месяца он был освобожден и продолжил службу в Петропавловской церкви.
Особую неприязнь проповедников безбожия вызывали священники, твердо державшиеся евангельской нравственности и догматов Церкви. Ненависть к ним не знала границ. 30-е января отмечался в Тамбове как день окончательного установления советской власти, в 1926 году этот праздник выпал на субботу. О. Сергий, как положено в канун воскресного дня, совершил всенощное бдение, дождался, когда последние прихожане покинут храм, и вышел на паперть. В этот момент из темноты на него набросились вооруженные ножами богоненавистники и нанесли три удара в живот. Совершая всенощное бдение, о. Сергий свидетельствовал своим словом перед паствой о явлении на земле того Света, Который во тьме светит, и Которого тьме не объять. А через несколько минут он лежал на снегу возле своего храма, истекая кровью. Ранения были очень тяжелыми. О. Сергий уже готовился держать ответ за пастырство свое перед Небесным Судьей, но Господь исцелил его раны, и здоровье о. Сергия пошло на поправку.
В июле 1928 года епископ Вассиан, управлявший в то время Тамбовской епархией, стал требовать от приходских священников исполнения распоряжения митрополита Сергия о поминовении советской власти за богослужением. Это  вызвало недоумение у прихожан, и они обратились к о. Сергию, требуя, чтобы он открыто высказал свое отношение к этому нововведению. О. Сергий так определил свою позицию: «Раз поминовение внесло смуту и раскол в и без того мятежную жизнь, то я буду воздерживаться от его введения». Годы противодействия обновленческому расколу сделали для о. Сергия невозможным сеять раздор среди своей паствы и подавать пример непослушания церковным властям. И в августе 1928 года он принимает решение покинуть Петропавловскую церковь и уйти заштат.
В апреле 1931 года у о. Сергия конфисковали имущество. Его семья перебралась к дочери Елизавете, которая в то время работала воспитателем детского дома в Москве, а он не пожелал оставлять паству Христову без окормления. В то смутное время во многих приходах Тамбовской епархии по смерти или из-за ареста не было священников. О. Сергий охотно благопоспешествовал осиротевшим приходам. По приглашению церковных старост и в зимнюю стужу, и по весеннему бездорожью, где пешком, а где на попутной крестьянской телеге добирался он до овдовевших приходов, чтобы проповедью Слова Божьего укрепить веру и вселить надежду в страждущую паству. В конце 1930 года он две недели помогал больному священнику села Саюкина, в мае 1931 года несколько недель служил в селе Горелом. На Рождество и Крещение 1932 года о. Сергий служил в церкви села Солдатская Духовка, в Великий пост – в церкви села Татаново, а на Пасху – в церкви села Мацнево Козловского уезда.
20 июня 1932 года его вновь арестовали по обвинению в проведении антисоветской агитации. На допросе о. Сергий заявил: «По своей прямолинейности и известной честности характера я признаю себя виновным в излишних разговорах о советской власти, но часто газетные сообщения дают более материала, чем допускал я, не выходя из этих рамок; активных же (делом) выступлений я никогда не делал, убытка государству не приносил, агитации перед толпой не вел, и пусть мои враги докажут очной ставкой подобную мою виновность». О. Сергий открыто выразил свое неодобрение «суровых мер», применяемых властью к духовенству. По поводу отношений между советским государством и Церковью о. Сергий сказал: «Я приветствовал текст Российской Конституции, по которому предоставляется свобода вероисповедания и полная веротерпимость. По моему взгляду, совесть каждого гражданина – лучший судия». Судилище над о. Сергием так и не смогло вменить ему в вину антисоветскую агитацию. В обвинительном заключении говорилось, что он, разойдясь в религиозных взглядах с митрополитом Сергием, разъезжал по селам, где совершал богослужения, а также участвовал в работе подпольной церкви. Виновным себя о. Сергий признал частично.
Как ни старались гонители Церкви сломить волю о. Сергия, он остался непреклонным и не пошел на оговор. Будучи в застенках, он открыто обличал богоненавистников за их зверства в отношении духовенства. 1 января 1933 года по решению тройки ОГПУ о. Сергий был приговорен к высылке этапом в Северный край, а 18 января 1934 года он предстал пред Отцом Небесным, завершив свой земной путь в тюрьме Тамбова. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года, принятом на выездном юбилейном заседании в Сарове в дни празднования 100- летней годовщины канонизации преподобного Серафима Саровского, о. Сергий был причислен к лику святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Память священномученика Сергия совершается в день его кончины 5 (18) января, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.